АФАГ МАСУД – прозаик, драматург,

заслуженный деятель искусств Азербайджана.


Изданы книги:


«На третем этаже» (1979)

«Субботний вечер» (1981)

«Переход» (1984)

«Одна» (1990)

«Процессия» (1991)

«Субботний вечер» (Москва, 1984)

«Свобода» (1997)

«Писание» (2005).


Автор пьес:


«У порога»

«Меня Он любит»

«В пути»

«Роль на прощание».


Поставлены спектакли:


«У порога» (Государственный театр «Юг» - 2005)),

«Меня Он любит» (Гос. театр «Юг» - 2006),


На основе произведений сняты фильмы:



«В гостьях» - теле-спектакль (Государственный комитет по теле-радио вещанию – 1975)

«Кара» - телевизионный фильм (Государственный комитет по теле-радио вещанию – 1988)

«Воробьи» - теле-спектакль (Государственный комитет по теле-радио вещанию – 1995)

«Ночь» - телевизионный фильм (Государственный комитет по теле-радио вещанию – 1997)



В 2000 году в Венском университете по творчеству Афаг Масуд защищена докторская диссертация (С. Доган «Женские образы в европейском востоковедении»).



ЛИТЕРАТУРА – ЭТО НЕ СЮЖЕТЫ СОБЫТИЙ,

А СЮЖЕТЫ ЧУВСТВ…



Одной из вечных тем литературы является тема «отцов и детей». Собственно говоря, тема эта давно вышла из плоскости чисто творческой и получила статус «№1» в мировой словесности. Проблема противостояния различных поколений временами играет на пользу литературе, а временами – во вред. Потому что оно не всегда носило творческий характер. Каждый писатель - наследник великой литературы, и поэтому хотел бы оставить после себя хоть какой-то творческий след. Однако, есть авторы, являющиеся представителями трех литературных поколений. В частности, к таким авторам относитесь и вы. Ваш дедушка Али Велиев, народный писател Азербайджана - представитель поколения тридцатых годов прошлого века, отец – литературовед Масуд Алиоглы представлял шестидесятые годы, и, наконец, вы, Афаг Масуд представляете семидесятые. В этой связи возникает вопрос:

- Могла бы Афаг Масуд родиться вне такого окружения?

- Конечно, в том, что я пришла в литературу, большую роль сыграло и то, что родилась я в семье литераторов, и в моем становлении имело значение окружение, в первую очередь, отец и дедушка. Однако, не могу сказать, что позаимствовала что-то в своем творчестве у деда или отца. Точнее, не могла сказать до последнего времени. А вот недавно, перечитывая, в связи с восьмидесятилетием отца, его произведения, вдруг обнаружила между нами непостижимую связь, общность мыслей. Несмотря на то, что он занимался литературоведением, а я – художественным творчеством, но если поставить сейчас рядом наши совершенно разные работы, может сложиться впечатление, что они написаны одним человеком. Построение фраз, сравнения, полные эмоциональных взрывов, тайная мысль, присутствующая между строк – все это настолько мое, что способно породить у читателя, а иногда и у меня самой мысль, что я сейчас перечитываю нечто свое после собственной смерти.

- Известный автор более ста романов Жорж Сименон обладал чрезвычайно малым запасом слов. Выходит, в литературе главное – не мучиться над поиском слова, а найти и в языке, и в мыслях путь, ведущий к простоте?

- Думаю, язык литератора должен быть, по крайней мере, с грамматической точки зрения, исключительно ясным. Для меня достаточно бывает выразить какую-то мысль, самые необъяснимые, сложнейшие чувства с помощью небольшого количества слов, пусть даже не всегда по правилам грамматики. Полагаю, если произведение ничего не несет в себе, никакими словесными кружевами, изяществом слога и прочим – его нельзя спасти, интеллектуальная бедность не искупается иными достоинствами. Авторы, уделяющие основное внимание внешней красоте своих произведений, в высоком смысле ничего особенного не достигают в своих произведениях, выверенных чуть ли не по правилам высшей математики, проигрывают. Фактор языка не имеет никакого значения ни для писателя, ни для читателя. Если серьезный писатель обладает к тому же хорошим литературным стилем, замечательно. Однако это нельзя считать преимуществом произведения. Подобного рода опусы отчего-то напоминают мне торты, разукрашенные искусственными кремами, не имеющими ни единого полезного витамина. Простой читатель зачастую с удовольствием использует в пищу подобного рода «торты», но лишь только книга захлопнута, начинает страдать от прежнего «голода».

- Как, по-вашему, должен ли писатель в чем-то ограничивать свою фантазию? И вообще, может ли в литературе существовать понятие табу?

- Писание может быть для одних отдыхом, для других - попыткой что-то доказать другим, или просто напросто прославиться. Для меня же литература – это возможность выдавить из себя ту боль, какую не могу высказать даже себе, но могу доверить ее перу и бумаге. Это, своего рода, исповедь. Желание писать во мне просыпается именно в такие мгновения, то есть, когда хочется поделиться с кем-то необьяснимой болью. Когда я уединяюсь в тихом месте, остаюсь один на один с бумагой и ручкой, чувствую себя в Царстве Божьем… То, что скрывалось внутри меня, в тот момент вдруг проясняется, как на ладони, и уже нет смысла ничего скрывать, так как все скрытое во мне становится как-то само по себе явным. Конечно, то, что написалось в такие мгновения, назавтра или позже можно переписать, а что-то даже вычеркнуть. Но я никогда не делала этого, ибо перенесенные на бумагу самые потаенные мысли и чувства тут же теряют свою былую «запретность», становятся мягче, благороднее. Вокруг написанной мною в 1989 году «Процессии» до сих пор ведутся споры, высказываются различные мнения. Одни называют это «чернухой», другие считают чистым сюрреализмом… Есть люди, понявшие это произведение, есть те, кто его не понял. Но истина в том, что вот уже почти двадцать лет, как не иссякает интерес к этому произведению. А причина в том, что в нем нашли место те самые «легализованные запреты». Это произведение биографическое. Там есть фрагменты и о моих близких, родственниках, друзьях. Многие, узнав себя в «Процессии», обиделись. Но, слава Богу, меня никогда не волновала эта сторона. Может быть, это от того, что я никогда не старалась воздвигнуть своими произведениями себе памятник. Писание для меня – это самый приемлемый способ выживания.

Я не только своих знакомых, близких, но и самое себя вижу в облике литературных персонажей, то есть - со стороны. Кроме того, «Процессия» - это уникальная информация, каким-то образом, по неизвестным мне причинам пришедшая ко мне из подсознания. Написание этого произведения напоминало проводимую над собой странную, безболезненную операцию. Во время таких операций не думаешь о том, кто, куда и каким образом попал. Главное – избавиться от мучающих тебя состояний. И тогда отчетливо ощущаю, как, становясь как будто все легче и легче, воспаряю, освобождаясь от мучающего меня груза. Пространство, заполненное вещами и людьми, само Время – с его тайнами, с его вечностью, превращаются для меня в процесс Писания… И каким же надо обладать даром, чтобы параллельно с этим Великим Писанием, то есть, всем, что уже существует, написать что-то свое. А точнее, верно перенести на бумагу прочитанное тобой, если, конечно, тебе дано прчитать что то из Написанного…

- Недавно в Вене были широко представлены ваши произведения. Что вы об этом думаете?

- В 1999 году научный сотрудник Венского университета Сена Доган проводила исследования азербайджанской литературы. В 2000 году она написала докторскую диссертацию, посвященную моему творчеству. Потом я была приглашена в Вену. Там по моим произведениям «Воробьи» и «Гений» поставили спектакли. А недавно я снова была приглашена в Вену Департаментом Культуры. По венскому радио готовилась часовая прямая передача о моем творчестве. Там же прозвучала моя радиопьеса «Воробьи». Выбрать музыкальное сопровождение пьесы предоставили мне. Я выбрала исполненную на фортепиано композицию Вагифа Герайзаде «Ширванские узоры». После трансляции в переполненном зале Радиохауса состоялась пресс-конференция, которая одновременно транслировалась и в прямом эфире. Более всего поразили меня молчаливые слезы на глазах считающихся холоднокровными венских слушательниц, потрясенных «Воробьями».

- Но интерес к вашему творчеству есть не только в Австрии, но и в других странах. Только вы почему-то не любите говорить об этом.

- Я вообще считаю саморекламу пустой тратой времени. Ничто так не рекламирует произведение, как оно само. Я была незнакома с Сеной, не приглашала ее в Азербайджан, не просила ее что-либо написать обо мне, бесплатно переводить мои произведения на немецкий. Точно так же я лично не знала директора Венского Департамента Культуры Анну-Марию Тюрк, пригласившую меня в Вену. Если вы говорите о диссертации Сены, защищенной в 2000 году, то я лишь в прошлом году опубликовала ее здесь, да и то по просьбе двух молодых ученых. Я регулярно получаю по Интернету сообщения о публикации моих произведений в различных странах – в Иране, Киргизии, Узбекистане, еще где-то. Но никогда не кичилась этим, не занималась самопиаром. У меня нет ни необходимости, ни желания делать это, что хорошо знают многие редактора телевещания, прессы, пытающиеся пригласить меня в передачи, «добыть» интервью.

- Кроме писательской, представляете ли вы для себя иную жизнь?

- Нет. Но замечу при этом, что лишь с пером в руках считаю себя писателем. В другое время я - обычная женщина, мать, руководитель коллектива, а когда занята домашними делами - домохозяйка… Но в такие мгновения, вспоминая вдруг еще и том, что я – писатель, ощущаю странную невесомость… душа как бы хочет отделиться от тела, рвусь за нею и я. Тогда мне становится не по себе…


«525- я газета»


***


- Иной раз критики пытаются доказать что я в своей прозе выражаю якобы самоощущение женщины Востока. Какой вздор! Тема женщины меня вообще не интересует. Для меня важен лишь человек – его личность, единственный и неповторимый его внутренний мир. Думаю моя проза в какой то мере помогает читателю прорваться к собственной сути, то есть к божественному «Я», куда не в состоянии вторгаться ни политика, ни обветшавшие догмы, сковывающее в тебе начало творца. Мне претит и то, что часто называют национальной спецификой, некий внешний орнамент, ничего не говорящий душе… Кстати, и в Австрии эту особенность подметили. Я не привязываю свое повествование к какому-то конкретному месту, адресу. Все происходит здесь и – везде…

- Сегодня мы сплошь и рядом замечаем, как принципы рынка и рыночные критерии переносятся в сферу искусства. Вас не тревожит этот процесс? - Это общемировой процесс. Надо пройти через это и нам. Так называемые массы выбирают всевозможные шоу, низкопробные зрелища, а на оперу, на серьезный спектакль, на концерт классической музыки ходят весьма немногие. Вот где для государства открывается огромное поле благородной деятельности. Просвещение народа, поддержка высоких духовных ценностей - все это должно взять на себя именно государство, если не хочет получить вместо сознательных и активных граждан, обладающих высокой культурой, стада зомби. Ведь массовизация влияет и на социальную сферу, и на политику, и на человеческие отношения. Я не утопист, все не будут слушать классику, да этого и не надо. Просто в обществе должна выстроиться иерархия культурных приоритетов, а камертоном станет слой образованных, высоко духовных людей – так называемая элита. На них и станут равняться остальные. А унас тут высшим приоритетом для масс является образ депутата Милли Меджлиса, от выступления некоторых становится просто стыдно. Представители власти не имеют права на столь карикатурное невежество. Это, по-моему, азбука. Наши чиновники, порой, не знают элементарных человеческих норм, но и учиться не хотят. Что касается рыночных критерий, допустим, все богаты, ездят на иномарках, имеют дома, одеваются шикарно. Но для чего все это внешнее благополучие, если у тебя не осталось ни сердца, ни души, а один лишь единственный инстинкт собственника?.. Куда двинется страна в таком случае?.. Без просвещения и нравственности, без духовных ценностей? Для чего живет человек?.. Вожделение приобретательства, бездумное гедонистическое существование приведут к разгулу аморальности - к войне всех против всех. Но ведь критерий цивилизованной страны это ни новейшая модель кофеварки, или плазменный телевизор, или последние модели иномарок, а то что представляет ее духовные ценности. Ведь вспоминается при слове Англия, не какой-нибудь миллионер или магнат, а Шекспир…

- А между тем, сегодня популярна теория шоппинг-терапии. Дескать, чтобы снять стресс, избавиться от неприятных мыслей, необходимо поскорее отправиться в магазин и покупать, покупать… Неважно что…

- Понятно, внутренний дискомфорт советуют вытеснить самыми вульгарными, низкими эмоциями. В известном философском вопросе: быть или не быть? - предлагают снять противопоставление и отождествить «быть» с «иметь». Спасительную рефлексию по поводу того, что с тобой происходит, забивают шумовым эффектом потребления. В той же рекламе нам ведь не вещи рекламируют, нам навязывают определенный унифицированный образ жизни.

Если человек не познал самого себя, не разобрался в причинах смены своих настроений и эмоций, как же он может разобраться в окружающем мире?.. Такой человек становится игрушкой разнообразных сил, в том числе, и самых темных.


журнал «Дружба народов» - Москва

вторник, 19 апреля 2011 г.

Воробьи


ЛЕЙЛЕ посвещаю…

…То ли рука у нее дрогнула, то ли отвлеклась она, но опять чашка с чаем, которую несла, упала на пол и разбилась. И снова растекся по полу сладкий чай…
Вместе с чашкой на сверкающую, твердую гладь пола упало и разбилось на мелкие кусочки и сердце ее…
В коридоре показалось искаженное злобой лицо матери.
Когда мать злилась, ее лицо становилось таким старшным, что можно было умереть от страха.
…Чуть ли не каждую ночь ей снилось это кашмарное лицо... с искаженными до уродливости тонкими чертами… Устрашающе сверкая глазами, она тяжелой походкой бурей надвигалась на нее…
…И тогда от огромной тени матери, казалось, наступала ночь, все вокруг погружалось во мрак… в этой кошмарной тени, объятая тьмой, оставалась она одна-одинешенька… Сердце ее разрывалось от ужаса, сжималась, превращаясь в капельку разлитого чая… и мать переступала через нее и двигалась дальше своими огромными, тяжелыми ногами растоптав, смяв, размазав ее… Она же, растекшись по полу тысячью капель, бессильным голосом звала кого-то на помощь…
…Дрожа всем телом, и подбирая с пола осколки думала, кого же звала она на помощь во сне?.. И вспомнила… бабушку. Да, так оно и есть. Мамину маму. Ведь каждый раз выручала ее бабушка, заслоняя ее своим полным телом, вырвав ее из нервно дрожавших рук матери… Прижимала ее к своему животу. А она плакала навзрыд, уткнувшись лицом в мягкий, теплый бабушкин живот…
…И тут она почувствовала острую тоску по бабушке…
Так захотелось сжаться всем телом в комочек, забраться с головой в бабушкин живот и спрятаться там. Если б смогла залезть туда - то больше и не вылезла бы. Так бы там и жила, готовила уроки, игралась с куклами, спала… Живот бабушки был необъятен и глубок, как океан. При желании в нем можно было бы и на велосипеде кататься…
…С противоположного конца коридора мать продолжала смотреть на нее. И чувствовалось, как стискиваются ее зубы, сжимаются кулаки, вздымаются волосы на голове…
Кажется, она снова намеревалась отшлёпать ее… или разорвать на клочки, как листок бумаги, переломать кости…
Что за злоба, мать вымещает на ней?! На кого она так злится?..
Бывало, она расхаживала по дому, кого-то проклиная... Похоже, она что-то хотела сделать, но ни как не могла. Так чего же она могла хотеть?!..»
…Она спешила подобрать осколки, острые края стекла врезались в кожу, на пальцах выступила кровь.
Мать, тяжело дыша, наблюдала за ней издали. Кажется, ей не хотелось драться. То ли устала, то ли ее удовлетворил капли крови на ее руках?!..
- Руку порезала?..
Голос ее был, как обычно, сухим и грубым.
…Дрожа, поднявшись, отнесла она в подоле осколки на кухню.
Шла и чувствовала, как в спину вонзаются ядовитые стрелы полных злобы материнских глаз.
Эти же стрелы мать ухитрялась вонзать в нее даже из другой комнаты. Нервно стуча обеими руками по клавишам черной машинки, она словно расстреливала ее сквозь стену.
А еще она расстреливала ее по ночам. Взобравшись на свою черную машинку, как на танк, мать с грохотом надвигалась на нее… А потом, нажимая на клавиши, расстреливала все ее тело, полностью изрешетив его... Она же глядела на свою израненную плоть, и казалось, что это не пули вонзаются в нее, а буквы, черные, как сама машинка… С ног до головы обстрелянная этими черными пулями-буквами, она с трепещущим сердцем убегала куда-нибудь спрятаться. И обнаруживала вдруг, что убежище ее – ни что иное, как громадная буква «у»…
…Нажав ногой на язычок мусорного бака, она высыпала туда осколки, потом, все еще прислушиваясь к тому, что делается в коридоре, стала отряхивать подол, терпеливо собирая прилипшие к нему крохотные кусочки стекла в ладонь.
…Мать все еще стояла в коридоре… оттуда выливалось ее нервное дыхание волнами обволакивая ее…
…Однажды мать приснилась ей совсем уж в невероятном кошмаре.
Сначала ей снилось, что та сидит лицом к окну, спиной к ней, а она на цыпочках подходит и окликает мать… та не сидит отвечая, сложив руки на коленях, и, не отрываясь, смотрит куда-то вдаль… и приблизившись, она косается плеч матери… А она, подобно безжизненному чучелу, шатаясь, валится на пол и издает протяжный звук, точно кукла с оторванной головой… Объятая страхом, она плачет, хочет пытается поднять с пола мать… но взявшись за руку, она у нее отрывается… отваливается и голова… и вся дрожа, подбирает она руки и ноги матери, сложив друг на друга несет ее в свою комнату и там онемевшими от страха руками поспешно раскладывает оторванные части на полу, начинает собирать их, будто пытается отремонтировать, восстановить материнское тело… но ничего не получается…
…Дверь комнаты матери захлопнулась и почти сразу же послышался нервный стрекот машинки.
Она облегченно вздохнула.
Интересно, о чем это мать так долго пишет?!
Однажды она тайком пробралась в ее комнату, взяла один из листков, стопкой лежавших на столе, но совершенно ничего не поняла. Мать писала что-то, про воробьев…
Может, она любит воробьев, подумалось ей?!.. Или сама она воробей и любит их, как своих роднях?!.. Или, наоборот, не любит ее за то, что она не воробей?!..
А может быть, мама все-таки любит ее?!. Да, иногда, кажется, что любит. В основном, это бывает, когда она болеет. Особенно, если у нее высокая температура… Тогда мать уже не строчит на машинке, не ругается… она надолго замирает, задумчиво устремив взгляд в одну точку, с усталым лицом сидит у ее кровати, ласково губами касается ее лба, проверяя, не упала ли температура… Но и тогда не ощущаеться в ее губах никакого тепла. Точно такими же губами, мать проверяет, согрелся ли утюг, или высохло ли постиранное белье…
Вот если она умрет, мать будет любить ее сильней, - подумала она… И представила, как умирает… как укладывают ее в маленький гроб, как рыдает мать, падая на гроб…
…Мать падала на нее всем телом… и поэтому она ощущала всю ее тяжесть… тепло, запах… и ей хотелось так и спать под ней, как под теплым одеялом…
Последнее время она все чаще представляла себе эту картину. И ей становилось хорошо…
Если б она не боялась смерти, если б знала, что воскреснет, умерла бы… Да, точно, умерла…
Глубоко вздохнув, она приела, скрестив руки на груди и, спрятав маленькие ладони подмышки, долго думая о том, что такое смерть.
Смерть была странной… совсем не черного цвета. Была она белой и холодной, как туманное, весеннее утро… Что она стала бы делать со своим маленьким телом в этом густом тумане?!.. Сидеть, лежать или порхать, как воробей?!.. Этого она не знала. И как она попадет из этой ясной комнаты туда… в этот туман?!. У нее что-то заболит, или она начнет задыхаться, или же, перемолотая мясорубкой, превратится в фарш и исчезнет?!.. Вот что было страшно…
…Так думала она и, показалось, пришел вечер, в комнате стемнело.
…Она на цыпочках подошла к стене и включила свет.
Мать будет плакать о ней, зайдется в рыданиях, как безумная...
Ведь она видела, как та плакала, когда умерла бабушка. Обхватив руками гроб, мать охрипшим голосом кричала: «Мама-а!»
…Потом она представила себе смерть матери. Мама будет лежать в гробу с белым лицом, с подведенными сурьмой глазами, а на лице застынет то же нетерпеливое выражение. Тогда она… будет сидеть рядом с гробом и сколько угодно гладить ее бледные щеки.
…Тут она не выдержала, и слезы полились у нее из глаз.
…Мать неслышно прошла по коридору на кухню. Кажется, принялась варить себе там кофе. Потом с чашкой в руке вернулась в комнату, но стука машинки больше не было слышно.
Удивительно, - подумалось ей, - мама, будто всегда не одна. Сидит ли часами в своей комнате, или задумчиво ходит по коридору, даже когда она стоит перед ней – все время кажется, что к ней кто то, или что то… Или мысли ее заняты чем-то?!.. И поэтому то не существует для нее убийственной тишины в доме.
…Интересно, что может так занимает ее мысли, - подумала она, устраиваясь в уголке дивана?!.
В соседней комнате все еще стояла тишина.
Что она делает там сейчас? А вдруг ничего не делает, сидит часами за закрытой дверью и просто смотрит в стену?!..
Да, бывало, откроет она дверь и видит, что и впрямь, сидит она просто так и смотрит в стену.
Видимо она прячется там от кого-то. От нее ли, или от отца, неясно...
Но однажды, ей помниться, о чем-то споря с отцом, она, расширив глаза, диким голосом закричала:
- Дай мне умереть спокойно!..
Тогда, помниться уткнулась она в подушку и заплакала.
А может, все так и есть?!.. Может, мама поэтому день и ночь прячеться в своей комнате, чтобы умереть там… и занимается она тем, что умирает?!..
Да, мама хочет умереть. Это совершенно точно.
Вот только почему она хочет умереть?!.
А вдруг эта проклятая писанина, которой она, как сумасшедшая, отдается день и ночь, убивает ее, заставляет чахнуть день ото дня, холодеть как Снежная королева?!.
И отец ненавидел мамину писанину, она это давно знает… Слышала, как однажды он прямо сказал об этом ей в лицо. Было, помнится, далеко за полночь, он вышел из спальни, открыл дверь в мамину комнату и сказал:
- Ненавижу всю эту твою писанину!..
Странно, подумала она, мама вроде бы ничего особенного не делает, но в то же время будто чем-то злит отца. Да, странно…
А потом ей подумалось, что, очень может быть, что мама из своей комнаты сквозь стену расстреливает и отца.
Последнее время отец так грустно смотрел на нее, будто у него болели зубы. А затем в отчаянии падал на кровать и со стоном, глядя на маму, говорил:
- Ты хоть жалеешь меня?..
Но мать и его не жалела. Не жалела даже тогда, когда он болел. Даже если бы …
Тут ей стало жутко.
Мать не пожалела бы отца, если бы он и умер. Потому что, помнится когда как-то раз отец разозлился и крикнул:
- Хоть бы сдохнуть, избавиться от всего этого!. - мать с привычно равнодушным лицом, не повышая голоса, откликнулась:
- Так ведь не умираешь?!
И вот тогда на лице ее она отчетливо увидала, чего та хочет.
…Мороз пробежал по коже при этом воспоминании… и ей показалось, что она глохнет от царящей в доме тишины.
Однажды, когда в комнате матери опять было так же тихо, она на цыпочках подойдя к двери, слегка приоткрыла ее… и увиденное поразило ее...
…Мама сидела за столом и молча смотрела в зеркало… Это продолжалось долго, а потом уронив голову на руки она беззвучно заплакала...
После она много размышляла об этом, но так и не смогла понять, почему же она плакала?!..
Может быть, она и сейчас плачет?!.. - подумала она. И тут же ей послышалось, или показалось, что из маминой комнаты доносятся рыдания.
Сердце тревожно забилось…
Как и в прошлый раз, она на цыпочках подошла к материнской комнате и осторожно приоткрыла дверь.
…Скрестив руки на груди, мать стояла у окна и задумчиво смотрела вдаль. Почувствовав взгляд дочери, обернулась и спросила:
- Чего тебе?..
- Ничего. Мне послышалось, то есть показалось, что ты плачешь...
- Я не плачу, - спокойно и твердо ответила мать, - и вообще, хватит следить за мной!
…На подоконнике перед ней прыгали воробьи.
Выходит, все это время мама наблюдала за ними?!..
Вышла, прикрыв за собой дверь, подошла к стенному зеркалу и долго-долго стала разглядывать себя. Лицо, глаза, рот...
Нет, она совершенно не похожа на воробья…
Вообще-то, подумала она, мама должна целовать ее, ну, хотя бы раз в день, пусть перед сном. Как в детстве… Наверное, маме надоело целовать ее.
Ладно, пусть надоело целовать, но, по крайней мере, можно было бы посидеть с ней, поговорить о чем то?!
С матерью они говорили только во время завтрака… и беседа их протекала примерно так:
- Опять лицо твое на ложку стало похоже.
Это говорила мать. А она, как всегда, улыбаясь в ответ, пожимала плечами.
- Почему не ешь?!.
- Нет аппетита.
- Вчера тебя спрашивали?..
- По литературе «пять» получила.
Лицо матери выражало полнейшее безразличие.
- Молодец.
Потом с тем же равнодушным лицом, возможно, думая о воробьях, мать уходила на работу. А вдруг она уходила к воробьям?!..
Вечерами же она была особенно раздражена. Сначала, переодевшись, лежала в спальне, закрыв глаза, потом, перекусив на ходу, запиралась в своей комнате и, наверное, снова писала о воробьях.
Мама уже давно пытается что-то сделать, думала она.
Только вот – что?.. Может быть, сделать так, чтобы стало больше воробьев?!.
А какая от этого польза?!..
Холодком неясного повеяло на нее, заставив сжаться маленькое сердечко...
Уткнувшись лицом в спинку дивана, она снова тихо заплакала…
Чуть позже опять застрочила машинка. Но на этот раз мама расстреливала кого-то другого.
…Печатая, мать, казалось, забывала обо всем на свете. У нее менялось лицо, волосы лохматились, кончики пальцев превращались в острые когти, и вся она становилась похожей на какого-то дикого зверя…
На льва. Точно… Когда мама пишет, она похожа на льва.
…Она подошла к окну. Вечерело. Скоро мать сухо скажет: «Пора спать», и она долго будет лежать на этом проклятом диване и глядеть в потолок, дожидаясь сна.
Бывало, иногда в снах мама становилась ласковой. Вместо пишущей машинки она стрекотала на швейной… шила ей розовые, оранжевые платьица с веселыми рюшками... закончив работу, наряжала она ее в эти платьица, усаживала к себе на колени, гладила волосы… но волосы под рукой мамы все сыпались… падали ей на подол, на пол, на мамины ладони… и было удивительно, что не ощущала она при этом никакой боли… напротив, чувствовала некую легкость и хотелось только спать…
…Со скрипом открылась дверь... Полоска света из коридора упала в комнату.
Это была она… Сначала появилась ее голова, потом и все тело.
Мама на цыпочках подошла к ее кровати. Некоторое время она молча стояла у ее изголовья. Как будто пыталась определить, спит она, или нет.
…Дрожала всем телом, открыть глаза не решалась. Немного постояв над ней, наклонилась она и прошептала ей на ухо:
- Опять следишь за мной?..
…Все еще боясь открыть глаза, она отрицательно замотала головой. И тогда мать с такой силой сжала ей губы и нос, что она подскочила, задыхаясь…
Книга соскользнула с ее колен и упала на пол.
Она что, заснула?!
…Чувствуя, что замерзает, она обхватила себя руками, спрятала ладони под мышки. Но тут же вздрогнула от внезапно пришедшей мысли…
Вскочив с дивана, она бросилась в другую комнату, сунула голову в дверь.
…Мама снова что-то любовно писала и была так увлечена, что даже не заметила ее.
…Набравшись храбрости, она подошла к матери, встала перед ней.
Мать приподняла взгляд на нее, и тут же любовное выражение исчезло с ее лица…
- Чего тебе? – спросила она, подняв очки на лоб и зло посмотрела на дочь.
- …заболела…
Мама со вздохом приложила холодную ладонь к ее лбу.
- Температуры нет. - сказала она, по-прежнему безразлично глядя на нее.
- Может, измерить?..
- Не надо.
- Тогда, значит, поднимается, - упрямо проговорила она, глядя маме прямо в глаза. – Меня только что знобило.
Лицо матери оставалось по-прежнему непроницаемым, разве что чуть побледнело.
- Поднимется, тогда посмотрим. – сказала она.
…Опустив голову, она хотела уйти, но вдруг передумала.
- Я себя плохо чувствую. –еле выдавила из себя – Тошнит и знобит.
- Поешь лимон, оденься теплей.
Последние слова мать произнесла механически, тоном робота.
…Она вышла, притворив за собой дверь. В отчаянии стиснув маленькие кулачки, она вошла к себе и распахнула обе створки окна.
С подоконника с шумом взлетела целая стайка воробьев. Наступила весна, но воздух еще хранил дыхание зимы.
…В тоненьком платье, дрожа от холода, с развевающимися на ветру волосами, она стояла у окна и думала – пусть я заболею, пусть у меня поднимется такая температура, что ртуть разорвет термометр.
…А может, броситься вниз? И тогда мать с плачем, спотыкаясь, побежит по ступенькам на улицу, к ней... А может, и не побежит?!. Просто подойдет к окну посмотреть, что за шум внизу, потом вздохнет, и на лице ее при этом будет написано отвращение ко всему миру.. наденет очки и снова сядет писать, как сумасшедшая.
…Приподнявшись на цыпочках, выглянула вниз.
Голова закружилась, ноги задрожали, еще мгновение, и она сорвется, полетит вниз головой… стрелой вонзится в землю.
Она вцепилась в подоконник, чтобы удержаться, закрыла окно и с бьющимся сердцем привычно сжалась в уголке дивана.
…Воробьи опять слетелись на подоконник, они клевали хлебные крошки, которые мама каждое утро насыпала им, резво верча головками из стороны в сторону, наскакивали друг на друга, будто играли в энзели.* Иногда они поглядывали на нее сквозь стекло и на их маленьких птичьих рожицах словно появлялась улыбка.
…Каждое утро, проснувшись, с еще сонным, помятым лицом, мама шла на кухню, достав оттуда ломоть хлеба, крошила его на подоконники по всем комнатам, после чего долго стояла, прижав голову к стеклу, туманным взглядом следила, как воробьи клюют крошки…
…Воробьиное чириканье звучало каким-то кошмарным аккомпанементом к доносившемуся из соседней комнаты стуку машинки.
…Мурашки побежали по коже… привстав, осторожными шагами, как кошка на охоте, подошла она к окну, бесшумно, словно под водой, отодвинула задвижку и открыла створку окна.
Воробьи были совсем рядом. Весело чирикая, они прыгали от стороны в сторону и совершенно не обращали на нее внимания.
…Стремительно выбросила руку на подоконник.
…Птички с шумом брызнули во все стороны. Но ладонь была не пуста... Один из воробьев попался. Теплое, мягкое его тельце трепетало в ее руке, подняв маленькую, с горошинку, головку, он тихо смотрел на нее черными глазками и, казалось, по-прежнему улыбался.
…Незнакомая, черная, злоба волной прокатилась по ее телу,
сконцентрировавшись в руке, державшей птицу. Эта же волна заставила ладонь крепко сжаться, и в тот же миг головка воробья безжизненно откинулась назад…
Она повертела мертвое тельце птички, внимательно разглядывая его.
Воробей же все еще продолжал улыбаться…
Двумя пальцами подобрав его маленькую головку и, повернув, будто ключ в замке, оторвала она ее совсем. Отнесла на кухню и выбросила в мусорный ящик.
Возвращаясь в комнату, она чувствовала, как дрожат колени. Присев на диван, взглянула на руки.
И руки дрожали.
…Скоро вернулся с работы отец. Он опять был не в духе. К тому же, кажется, выпил. Поцеловал он ее, царапнув небритым лицом, и слегка покачнувшись при этом, потом, как обычно, утроился перед телевизором.
Она села подле отца, прижалась щекой к его груди. Рубашка отца была чуть сыроватой.
- Очень холодно дома… - сказал отец и поцеловал ее в макушку.
От отца пахло потом…


* * *

…На следуюушее утро не было слышно ни стука машинки, ни телевизора. Казалось, дом был пуст.
Сунув ноги в шлепанцы и, потягиваясь, она вышла в коридор.
…Дверь в комнату матери была открыта…
Подбежав туда, она заглянула в внутрь.
…Комната преобразилась... Куда-то исчезла машинка и стол, на котором она стояла был задвинут в угол, как что то ненужное… Исчезло и зеркало, в которое мама смотрела часами... И вообще, похоже, тут не осталось ни одной вещи, касающейся ее. Мамино кресло оказалось выдвинуто на середину комнаты, и теперь в нем сидел отец.
Он курил, поглаживая небритое лицо, услышав шаги, вскочил.
И тогда она увидела, что глаза его покраснели.
- Куда она ушла?..
Пожав плечами отец посмотрел на нее с несчастным выражением на лице и:
- Не знаю… - ответил, а потом молча обнявшись и прижавшись друг-другу, они долго сидели молча.
За окном стояла тишина, чириканье воробьев смолкло.
И тут она поняла...
Слезы навернулись на глаза.
…Мама их бросила… и улетела вместе с воробьями…


1989

Комментариев нет: