АФАГ МАСУД – прозаик, драматург,

заслуженный деятель искусств Азербайджана.


Изданы книги:


«На третем этаже» (1979)

«Субботний вечер» (1981)

«Переход» (1984)

«Одна» (1990)

«Процессия» (1991)

«Субботний вечер» (Москва, 1984)

«Свобода» (1997)

«Писание» (2005).


Автор пьес:


«У порога»

«Меня Он любит»

«В пути»

«Роль на прощание».


Поставлены спектакли:


«У порога» (Государственный театр «Юг» - 2005)),

«Меня Он любит» (Гос. театр «Юг» - 2006),


На основе произведений сняты фильмы:



«В гостьях» - теле-спектакль (Государственный комитет по теле-радио вещанию – 1975)

«Кара» - телевизионный фильм (Государственный комитет по теле-радио вещанию – 1988)

«Воробьи» - теле-спектакль (Государственный комитет по теле-радио вещанию – 1995)

«Ночь» - телевизионный фильм (Государственный комитет по теле-радио вещанию – 1997)



В 2000 году в Венском университете по творчеству Афаг Масуд защищена докторская диссертация (С. Доган «Женские образы в европейском востоковедении»).



ЛИТЕРАТУРА – ЭТО НЕ СЮЖЕТЫ СОБЫТИЙ,

А СЮЖЕТЫ ЧУВСТВ…



Одной из вечных тем литературы является тема «отцов и детей». Собственно говоря, тема эта давно вышла из плоскости чисто творческой и получила статус «№1» в мировой словесности. Проблема противостояния различных поколений временами играет на пользу литературе, а временами – во вред. Потому что оно не всегда носило творческий характер. Каждый писатель - наследник великой литературы, и поэтому хотел бы оставить после себя хоть какой-то творческий след. Однако, есть авторы, являющиеся представителями трех литературных поколений. В частности, к таким авторам относитесь и вы. Ваш дедушка Али Велиев, народный писател Азербайджана - представитель поколения тридцатых годов прошлого века, отец – литературовед Масуд Алиоглы представлял шестидесятые годы, и, наконец, вы, Афаг Масуд представляете семидесятые. В этой связи возникает вопрос:

- Могла бы Афаг Масуд родиться вне такого окружения?

- Конечно, в том, что я пришла в литературу, большую роль сыграло и то, что родилась я в семье литераторов, и в моем становлении имело значение окружение, в первую очередь, отец и дедушка. Однако, не могу сказать, что позаимствовала что-то в своем творчестве у деда или отца. Точнее, не могла сказать до последнего времени. А вот недавно, перечитывая, в связи с восьмидесятилетием отца, его произведения, вдруг обнаружила между нами непостижимую связь, общность мыслей. Несмотря на то, что он занимался литературоведением, а я – художественным творчеством, но если поставить сейчас рядом наши совершенно разные работы, может сложиться впечатление, что они написаны одним человеком. Построение фраз, сравнения, полные эмоциональных взрывов, тайная мысль, присутствующая между строк – все это настолько мое, что способно породить у читателя, а иногда и у меня самой мысль, что я сейчас перечитываю нечто свое после собственной смерти.

- Известный автор более ста романов Жорж Сименон обладал чрезвычайно малым запасом слов. Выходит, в литературе главное – не мучиться над поиском слова, а найти и в языке, и в мыслях путь, ведущий к простоте?

- Думаю, язык литератора должен быть, по крайней мере, с грамматической точки зрения, исключительно ясным. Для меня достаточно бывает выразить какую-то мысль, самые необъяснимые, сложнейшие чувства с помощью небольшого количества слов, пусть даже не всегда по правилам грамматики. Полагаю, если произведение ничего не несет в себе, никакими словесными кружевами, изяществом слога и прочим – его нельзя спасти, интеллектуальная бедность не искупается иными достоинствами. Авторы, уделяющие основное внимание внешней красоте своих произведений, в высоком смысле ничего особенного не достигают в своих произведениях, выверенных чуть ли не по правилам высшей математики, проигрывают. Фактор языка не имеет никакого значения ни для писателя, ни для читателя. Если серьезный писатель обладает к тому же хорошим литературным стилем, замечательно. Однако это нельзя считать преимуществом произведения. Подобного рода опусы отчего-то напоминают мне торты, разукрашенные искусственными кремами, не имеющими ни единого полезного витамина. Простой читатель зачастую с удовольствием использует в пищу подобного рода «торты», но лишь только книга захлопнута, начинает страдать от прежнего «голода».

- Как, по-вашему, должен ли писатель в чем-то ограничивать свою фантазию? И вообще, может ли в литературе существовать понятие табу?

- Писание может быть для одних отдыхом, для других - попыткой что-то доказать другим, или просто напросто прославиться. Для меня же литература – это возможность выдавить из себя ту боль, какую не могу высказать даже себе, но могу доверить ее перу и бумаге. Это, своего рода, исповедь. Желание писать во мне просыпается именно в такие мгновения, то есть, когда хочется поделиться с кем-то необьяснимой болью. Когда я уединяюсь в тихом месте, остаюсь один на один с бумагой и ручкой, чувствую себя в Царстве Божьем… То, что скрывалось внутри меня, в тот момент вдруг проясняется, как на ладони, и уже нет смысла ничего скрывать, так как все скрытое во мне становится как-то само по себе явным. Конечно, то, что написалось в такие мгновения, назавтра или позже можно переписать, а что-то даже вычеркнуть. Но я никогда не делала этого, ибо перенесенные на бумагу самые потаенные мысли и чувства тут же теряют свою былую «запретность», становятся мягче, благороднее. Вокруг написанной мною в 1989 году «Процессии» до сих пор ведутся споры, высказываются различные мнения. Одни называют это «чернухой», другие считают чистым сюрреализмом… Есть люди, понявшие это произведение, есть те, кто его не понял. Но истина в том, что вот уже почти двадцать лет, как не иссякает интерес к этому произведению. А причина в том, что в нем нашли место те самые «легализованные запреты». Это произведение биографическое. Там есть фрагменты и о моих близких, родственниках, друзьях. Многие, узнав себя в «Процессии», обиделись. Но, слава Богу, меня никогда не волновала эта сторона. Может быть, это от того, что я никогда не старалась воздвигнуть своими произведениями себе памятник. Писание для меня – это самый приемлемый способ выживания.

Я не только своих знакомых, близких, но и самое себя вижу в облике литературных персонажей, то есть - со стороны. Кроме того, «Процессия» - это уникальная информация, каким-то образом, по неизвестным мне причинам пришедшая ко мне из подсознания. Написание этого произведения напоминало проводимую над собой странную, безболезненную операцию. Во время таких операций не думаешь о том, кто, куда и каким образом попал. Главное – избавиться от мучающих тебя состояний. И тогда отчетливо ощущаю, как, становясь как будто все легче и легче, воспаряю, освобождаясь от мучающего меня груза. Пространство, заполненное вещами и людьми, само Время – с его тайнами, с его вечностью, превращаются для меня в процесс Писания… И каким же надо обладать даром, чтобы параллельно с этим Великим Писанием, то есть, всем, что уже существует, написать что-то свое. А точнее, верно перенести на бумагу прочитанное тобой, если, конечно, тебе дано прчитать что то из Написанного…

- Недавно в Вене были широко представлены ваши произведения. Что вы об этом думаете?

- В 1999 году научный сотрудник Венского университета Сена Доган проводила исследования азербайджанской литературы. В 2000 году она написала докторскую диссертацию, посвященную моему творчеству. Потом я была приглашена в Вену. Там по моим произведениям «Воробьи» и «Гений» поставили спектакли. А недавно я снова была приглашена в Вену Департаментом Культуры. По венскому радио готовилась часовая прямая передача о моем творчестве. Там же прозвучала моя радиопьеса «Воробьи». Выбрать музыкальное сопровождение пьесы предоставили мне. Я выбрала исполненную на фортепиано композицию Вагифа Герайзаде «Ширванские узоры». После трансляции в переполненном зале Радиохауса состоялась пресс-конференция, которая одновременно транслировалась и в прямом эфире. Более всего поразили меня молчаливые слезы на глазах считающихся холоднокровными венских слушательниц, потрясенных «Воробьями».

- Но интерес к вашему творчеству есть не только в Австрии, но и в других странах. Только вы почему-то не любите говорить об этом.

- Я вообще считаю саморекламу пустой тратой времени. Ничто так не рекламирует произведение, как оно само. Я была незнакома с Сеной, не приглашала ее в Азербайджан, не просила ее что-либо написать обо мне, бесплатно переводить мои произведения на немецкий. Точно так же я лично не знала директора Венского Департамента Культуры Анну-Марию Тюрк, пригласившую меня в Вену. Если вы говорите о диссертации Сены, защищенной в 2000 году, то я лишь в прошлом году опубликовала ее здесь, да и то по просьбе двух молодых ученых. Я регулярно получаю по Интернету сообщения о публикации моих произведений в различных странах – в Иране, Киргизии, Узбекистане, еще где-то. Но никогда не кичилась этим, не занималась самопиаром. У меня нет ни необходимости, ни желания делать это, что хорошо знают многие редактора телевещания, прессы, пытающиеся пригласить меня в передачи, «добыть» интервью.

- Кроме писательской, представляете ли вы для себя иную жизнь?

- Нет. Но замечу при этом, что лишь с пером в руках считаю себя писателем. В другое время я - обычная женщина, мать, руководитель коллектива, а когда занята домашними делами - домохозяйка… Но в такие мгновения, вспоминая вдруг еще и том, что я – писатель, ощущаю странную невесомость… душа как бы хочет отделиться от тела, рвусь за нею и я. Тогда мне становится не по себе…


«525- я газета»


***


- Иной раз критики пытаются доказать что я в своей прозе выражаю якобы самоощущение женщины Востока. Какой вздор! Тема женщины меня вообще не интересует. Для меня важен лишь человек – его личность, единственный и неповторимый его внутренний мир. Думаю моя проза в какой то мере помогает читателю прорваться к собственной сути, то есть к божественному «Я», куда не в состоянии вторгаться ни политика, ни обветшавшие догмы, сковывающее в тебе начало творца. Мне претит и то, что часто называют национальной спецификой, некий внешний орнамент, ничего не говорящий душе… Кстати, и в Австрии эту особенность подметили. Я не привязываю свое повествование к какому-то конкретному месту, адресу. Все происходит здесь и – везде…

- Сегодня мы сплошь и рядом замечаем, как принципы рынка и рыночные критерии переносятся в сферу искусства. Вас не тревожит этот процесс? - Это общемировой процесс. Надо пройти через это и нам. Так называемые массы выбирают всевозможные шоу, низкопробные зрелища, а на оперу, на серьезный спектакль, на концерт классической музыки ходят весьма немногие. Вот где для государства открывается огромное поле благородной деятельности. Просвещение народа, поддержка высоких духовных ценностей - все это должно взять на себя именно государство, если не хочет получить вместо сознательных и активных граждан, обладающих высокой культурой, стада зомби. Ведь массовизация влияет и на социальную сферу, и на политику, и на человеческие отношения. Я не утопист, все не будут слушать классику, да этого и не надо. Просто в обществе должна выстроиться иерархия культурных приоритетов, а камертоном станет слой образованных, высоко духовных людей – так называемая элита. На них и станут равняться остальные. А унас тут высшим приоритетом для масс является образ депутата Милли Меджлиса, от выступления некоторых становится просто стыдно. Представители власти не имеют права на столь карикатурное невежество. Это, по-моему, азбука. Наши чиновники, порой, не знают элементарных человеческих норм, но и учиться не хотят. Что касается рыночных критерий, допустим, все богаты, ездят на иномарках, имеют дома, одеваются шикарно. Но для чего все это внешнее благополучие, если у тебя не осталось ни сердца, ни души, а один лишь единственный инстинкт собственника?.. Куда двинется страна в таком случае?.. Без просвещения и нравственности, без духовных ценностей? Для чего живет человек?.. Вожделение приобретательства, бездумное гедонистическое существование приведут к разгулу аморальности - к войне всех против всех. Но ведь критерий цивилизованной страны это ни новейшая модель кофеварки, или плазменный телевизор, или последние модели иномарок, а то что представляет ее духовные ценности. Ведь вспоминается при слове Англия, не какой-нибудь миллионер или магнат, а Шекспир…

- А между тем, сегодня популярна теория шоппинг-терапии. Дескать, чтобы снять стресс, избавиться от неприятных мыслей, необходимо поскорее отправиться в магазин и покупать, покупать… Неважно что…

- Понятно, внутренний дискомфорт советуют вытеснить самыми вульгарными, низкими эмоциями. В известном философском вопросе: быть или не быть? - предлагают снять противопоставление и отождествить «быть» с «иметь». Спасительную рефлексию по поводу того, что с тобой происходит, забивают шумовым эффектом потребления. В той же рекламе нам ведь не вещи рекламируют, нам навязывают определенный унифицированный образ жизни.

Если человек не познал самого себя, не разобрался в причинах смены своих настроений и эмоций, как же он может разобраться в окружающем мире?.. Такой человек становится игрушкой разнообразных сил, в том числе, и самых темных.


журнал «Дружба народов» - Москва

вторник, 19 апреля 2011 г.

Лебедь

…Мамед взвел курок пистолета, раздался щелчок и со звуком щелчка пуля заняла место в стволе। Одновременно с щелчком остро заныл у него зуб под левой щекой, будто пуля вошла не в ствол, а вонзилась прямо в зуб.
Протянув пистолет жене.
- Стреляй. – сказал.
Но ни звук зловещего щелчка, ни мертвенный блеск пистолета не смягчили каменное лицо жены. Не изменив выражения, она прежним мёртвым тоном:
- Почему я?.. – сказала она.
И тут не то от равнодушного ее тона, не то от боли в зубе, которая разошлась по всему телу, рука Мамеда дрогнула… и опустил он приставленный к себе виску пистолет.
- Я не могу. - пробормотав схватился он за щеку. И проговорил он это так жалобно, словно это не он всего несколько минут назад бросался душить жену в сумасшедших воплях.
Далее зубная боль иглой вонзалась ему в мозг. Видимо боль эту вызвал его гнев, на не от чего не меняющееся, каменное лицо жены.
Даже тогда, когда он с криками набрасывался на жену, лицо ее было так же спокойно, будто ледяная. И сейчас она смотрела на него с той же холодностью.
- Не понимаю, это ты хочешь умереть, или я?.. – говорила, чуть ли не тихим шепотом она.
От голоса ее, казалось, пахло мокрым металлом... Или это пахли его руки, долго сжимавшие пистолет в мокрой от пота ладони?.. Или может, это был привкус запломбированного накануне больного зуба?..
…Вчера седой стоматолог с белым лицом, в белом халате, сам похожий на белый клык, долго ковырялся в зубе, аккуратно и кропотливо пломбируя его. А закончив работу, с тем же мертвым лицом:
- Нерв удален – сказал. – Больше болеть не будет. Мертвый.
…И с того вечера зуд отвращения охватывал его при мысли о том, что носит он во рту маленького мертвеца.
Он и теперь ощущал этот зуд. Стоило взглянуть на лежащую рядом в постели жену в розовой ночной рубашке, увидеть ее белую, похожую на лебединую стань шею, тонкие, черные брови, глаза, в глубине которых временами вспыхивали пугающие искры, словно током пронизывало его так, словно, и ему когда то удалив нерв, оставили жить теперь где то в стороне.
…Жена все так же, не мигая, спокойно смотрела на него. Смотрела, будто не пистолет сжимал Мамед в руке, а было это просто продолжение его руки, в форме пистолета…
Поглядел Мамед на застекленную дверь спальни и подумал: врезаться что ли сейчас в стекло, проломить голову, изранить лицо?.. Или облить комнаты бензином и поджечь все, чтоб увидеть в конце концов на лице жены что то вроде страха, или хотя бы отчаяния?!..
Злоба сильно сжала горло… и ловким движением руки приставил он пистолет ко лбу жены.
Тут кажется, в ее глазах что-то дрогнуло… зрачки ее расширились, уголки губ слегка разошлись. Но долго это не продолжалось. Неким дуновением, она снова превратилась в труп… и безжизненным голосом сказала:
- Убей.
…И тогда каким-то уголком сознания Мамед понял, что это мертвое выражение на ее лице он не убьет ни чем, даже если удастся когда-то убить ее саму.
…Жена все еще выжидательным взглядом смотрела на него… и вдруг устало вздохнула.
- Ну, сколько можно?!.. – проговорив с презрением отвернулась к стене - Будешь спать - потуши свет.
…Всю ночь Мамед не сомкнул глаз. Чувствуя, как ноет зуб, он вспоминал мать свою, бабушку, сестер… других женщин и девушек, которых знал. Странно, что все женщины казались ему такими же родными, как и мать, бабушка и сестры. Даже слишком родными, думал он, чувствуя, как боль отдает уже в левый глаз.
А жена, с которой прожил он двадцать лет под одной крышей, спит в одной постели, так и не стала ему родной... И не только родной не стала, но даже и чужой для него она не сталаэ
Когда в мыслях о жене Мамед доходил до этого – у него замирало сердце, будто от чего-то неведомого, страшного. Ведь вокруг него были и сотни чужих. Но жена и на них не походила… Она, - к этому Мамед пришел после долгих размышлений, - просто-напросто, кажется, вообще была не человеком.
Дойдя в мыслях до этого Мамед, как обычно, ощутил сильное сердцебиение. Так же сильно билось у него сердце и вчера, когда ему делали укол в десну.
…То, что жена – не человек, Мамед понял еще два года назад, когда в один из обычных дней, сидел с нею вместе на кухне и ужинал…
Тогда, помниться, после какого-то бессмысленного спора, когда жена молча, со злобой посмотрела ему в глаза, ее черные зрачки так расширились, что, казалось, белки исчезли вовсе… А он, не успев даже испугаться, почувствовал во рту обильную слюну, будто целым стаканом выплеснувшуюся туда откуда то из нутри... Вот с тех пор он и ловил себя на том, что не хочет оставаться с ней один на один.
А как-то раз, смертельно испугавшись такого рода взгляда, решил он душить жену… Повалив на постель, сжал ей горло, ощущая под руками ее нежные жилы, от которых всегда по телу проходил озноб, а рот наполнялся слюной. И все мял, мял это горло, чтобы выдавить эту злую черноту глаз, хоть немного смягчить их выражение...
После той «бойни» жена месяц пролежала в постели. Часто стонала, зрачки ее подрагивали и казалось, говорили только лишь одно:
- Ненавижу.
Тогда Мамед понял, что как говорила когда то мать, «побоями жену человеком не сделает.»
…От этих мыслей ему стало совсем тоскливо… и сон пропал окончательно.
Долго ворочался он в постели, привыкшими к темноте глазами смотрел в потолок, потом - на спящую жену и думал: «Ну и ненавидь на здоровье. Так и умрешь с ненавистью.»
…Прикрыв веки, чтобы уснуть, он принялся в уме считать от ста до одного... и заснул вроде.
А во сне, рыдая, хоронил жену…
…Черный мраморный бюст, на который копил он деньги еще при жизни жены, хорошо передавал всю ее красоту… Бюст был великоват, поэтому на могилу его установили с помощью крана… Мамед был среди людей, кружившихся вокруг величественного памятника жены… Люди, толпясь вокруг, восхищались работой скульптора… а Мамед заходился в рыданиях… Все успокаивали его, с печальными лицами что то говорили о смерти, утешали… и никто… никто не знал истинной причины горьких рыданий Мамеда… Никто не догадывался о его истинном горе… и не узнает ни когда… …Проснувшись поутру, Мамед увидел, что пистолет так и лежит на тумбочке возле кровати…
Жена до ухода на работу навела порядок в комнате, застелила постель, убрала все лишнее, даже пыль стерла с тумбочки, где лежал пистолет. Удивительно, что его не убрала.
Мамед взял пистолет на руки, повертел его в руках.
Курок так с ночи и остался взведенным.
Высыпал он все патроны в ладонь, проверил патронник, хотел спрятать пистолет на место, в настенный шкафчик в коридоре, но передумал, снова взвел курок и положил пустое оружие обратно на тумбочку.
А когда одевался, больной зуб стрелял по левому глазу мелкими, острыми молниями, словно давал понять: «а я еще не умер, дружок…» и, чувствуя, как от страха рот опять наполнялся слюной, понял, что ему снова придется идти к этому, похожему на клык, белому стоматологу.
…Позже, когда врач чуть ли не с головой залез ему в рот, Мамед сидел неподвижно и думал о том, как убьет жену.
Боль все усиливалась, уменьшая его решимость и ему уже было жаль и себя и жену. А когда врач ковырялся в зубе, он опять принялся душить жену. Душил он ее изо всех сил под огромной подушкой, которой послала ему тетя из района.
Жена птицей билась под подушкой, потом замирала... А Мамед смотрел на ее безжизненное личико и горько рыдал…
И мертвая она была красива…
…Представив себе эту картину, он еле сдержался, чтобы не оттолкнуть врача и не завопить: «Но почему?.. Почему?..»
Вместо этого на глаза навернулись слезы и пара слезинок, скатившись по щеке, капнули на пахнущую лекарством руку врача.
Тот удивленно посмотрел на пациента, поправил сползшие на кончик носа очки и смущенно пробормотал:
- Вроде бы не должно болеть?!..

…Когда вышел он на улицу, боль терзала уже все тело. Он шел и ощущал ее в ступнях, смотрел и чувствовал, как болят глаза, и даже сердце билось с перебоями и болело, подобно зубу под левой щекой. Казалось, гнилой корень проклятого зуба по всему телу пустил побеги.
…Поднялся ветер. Прикрыв щеку отворотом пиджака, Мамед шел с трудом, преодолевая сопротивление ветра. Тот швырял пригоршни колкой пыли в его и без того изнывающее от боли лицо… А Мамеда не оставляла мысль: что же это он задумал?!. Почему это он должен убить жену?!. Только потому, что она его не любит?..
Допустим, не любит, ну и что с того?.. Разве объязательно любить?..
И тут он вспомнил, что жена не любит и детей. Не любит потому, что они как капля воды похожи на него. Поэтому и на них она временами смотрит тем же каменным лицом. Вот почему хочет он убить ее.
…Проходя мимо ярких витрин под завывания ветра, Мамед вспоминал вчерашнюю гнусную сцену, когда он размахивал заряженным пистолетом и готов был сгореть от стыда.
Несколько дней назад при подобной же «сцене с пистолетом» жена, зло прищурившись, сказала:
- Хотя бы оружие уважал.
Именно с того дня Мамед потерял к пистолету всякое уважение.
И вдруг ужас ознобом пронзил его тело. Ветер, гневно воя, начал уносить его куда-то и от пистолета, и от вида мертвой жены куда то в даль… В неведомую, одинокую чужбину, где не было не семьи, ни дома...
Вой ветра и боль мешали ему сосредоточиться, понять, где он очутился... Лишь одно было совершенно ясно: иного спасения от мертвого лица жены - нет.

Домой он пришел поздно. Туфли жены спокойно стояли у двери. Из кухни доносился звук телевизора.
Раздевшись в коридоре, он осторожно прошел в спальню. Включил там свет и проклятая «молния» зуба снова пронзила мозг.
…Пистолет опять лежал на прежнем месте – на тумбочке. Жена после работы, видимо, переоделась здесь. Платье было небрежно брошено на кровать, часы и серьги лежали перед зеркалом. А до пистолета она не дотронулась.
Взяв его в руки, он мысленно прикинул, куда бы его спрятать.
- Что, не пригодился?..
Жена стояла в дверях. Уперев руки в бока, устало смотрела на него.
- Почему же?!.. – пробормотал он, то ли от смущения, то ли от страха поглаживая будто что то живое, холодный метал пистолета.
Осмотрев его с ног до головы некой странной ухмылкой на лице, она вышла.
Что-то опять пронзило его до корней волос и он осторожно положил оружие на тумбочку.

…За ужином жена выглядела усталой и измученной. Неохотно жевала, видно было не разбирает, что ест.
- Жуй тише, - время от времени машинально говорила она младшей дочери, не отрываясь от телевизора.
Старшая ела, поглядывая прищуренными глазами то на Мамеда, то на мать.
- В чем дело? – спросила вдруг у нее жена.
Девочка, побледнев, пожала плечами.
- Ни в чем. - и неожиданно полными слез глазами, как после пощечины, посмотрела на отца.
Мамед обреченно подумал: наверняка, сейчас и у детей рот полон слюны. Потому, что жена и им говорит своим взглядом: «ненавижу»…
…Жевал он и чувствовал, как кусок во рту все растет и растет, а еда в тарелке все прибавляется и прибавляется...
Отложив вилку, Мамед встал, ушел в спальню и не включая свет, лег на кровать.
…Немного погодя жена опять билась в его железном объятии… Он, сдавливая одной рукой ей нежное горло, другой медленно водил бритвой по нему… Горячая кровь стекала по его пальцам, слезы текли из глаз… Истекая кровью, жена слабо, будто умирающий лебедь, трепетала в его руках…

…На кухне выключили телевизор… Жена вошла в спальню, включив неожиданно свет постояла у двери и глядя в упор, кивнула в сторону пистолета:
- Ну, что?.. Передумал?
Произнесла он это, странно растягивая губы. Кажется, возможная смерть мужа все-таки потревожила ее… - с легкостью на душе подумал Мамед. Или же она окончательно и бесповоротно возненавидела его. Если так, она совершенно права, подумал Мамед. Самоубийством ведь не грозят, это делают и все. А у него… увы, пока ничего не получается.
- Не уж то волнуешься за меня?.. – спросил он, подложив руки под голову и ласково посмотрел на жену.
В одной розовой ночной рубашке, она легкими шагами подошла к зеркалу, села спиной к Мамеду и плавными движениями расчесывая волосы, тихонько сказала:
- Я не нервничаю.
И впервые в жизни Мамед услыхал, как дрогнул ее голос.
- Думаешь, я смерти боюсь?.. – спросил он уверенно.
При слове «смерть» зрачки жены словно бы увеличились. Или это ему так показалось?!..
- Кто ж не боится смерти?!. – тем же ровным голосом откликнулась она.
Мамед привстал, сел в постели, взял пистолет с тумбочки и глядя на отражение жены в зеркале, долго, по ковбойски подбрасывал его на ладони. Потом поднес ствол к своему виску и уставился в ее лицо.
…Так, с прижатым к виску пистолетом и наблюдая за тем, как постепенно прямо на глазах бледнеет лицо жены, Мамед ощущал невыразимое облегчение, разливающееся по всему его телу... Вот, обозначались тени на щеках, дрогнули сжатые губы… казалось, вот-вот расплачется…
Если б он ранее не разрядил пистолет, - подумал с гордостью в душе Мамед, то лишь ради этого зрелища – зрелища ее мучений - стоило умереть... И с этой мыслью опуская палец на курок, он равнодушно спросил:
- Ну что, стрелять?..
…Жена поначалу будто не услышала его… Затем зрачки ее вдруг расширились. Сжав губы, она смотрела на него прямо с зеркало. Но внезапно лицо ее опять помертвело и металлический голос выстрелом пронзил его:
- Стреляй! – сначала тихо проговорила она, потом встав на ноги и обернувшись к нему лицом, неким, незнакомым голосом вскрикнула:
- Стреляй, говорю!
…От ужаса ли, от удивления, или от очередной «молнии» из ненавистного зуба, рука Мамеда дрогнула… и - палец нажал на курок…
…Грохот выстрела ворвался Мамеду в мозг… одновременно вышибая из черепа зубную боль, со всеми в месте… Он рухнул на кровать, уставившись лицом в потолок.
И перед глазами лишь молнией засверкала белоснежная лебедь в розовом одеянии, удаляющаяся с комнаты легкими, невесомыми шагами.



1987

Комментариев нет: